http://binocularman.livejournal.com/380.html
О том, что такое система Любищева, можно прочитать здесь:
Система Любищева
С детства люблю все измерять в цифрах. Помню, лет в 9-10 мы с товарищем мастерили из картона игрушечных роботов – под впечатлением от мультфильмов про трансформеров и др. Уже тогда я непременно у каждого робота подсчитывал количество ракет, лазеров и другого вооружения. Причем подсчитывал не просто количество. За каждую ракету робот получал 3 балла, за лазер – 2, за какое-нибудь особо мощное оружие – 5 или 10. Все эти цифры складывались, и получившаяся сумма записывалась на спине у робота как показатель его боевой мощи. Приятель мой, надо сказать, такими заскоками не страдал. Зато роботы у него получались значительно лучше.
Система Любищева попалась мне три года назад в 2007 году. В силу особенностей устройства головы (см. выше) идея мне сразу понравилась. Однако способ записи, выбранный Любищевым, мне показался чересчур громоздким, и я решил его упростить. Вместо того, чтобы записывать словами все виды деятельности я стал использовать буквы или аббревиатуры, чтобы запись получалась более компактной.
Я разделил все, чем считаю нужным заниматься, на направления и обозначил каждое направление буквой латинского или русского алфавита. Буквы выбирались так, чтобы легче было запомнить (Например, П – программирование, И – иностранные языки)
Кроме того, с самого начала учет времени я решил вести в минутах, а не в часах. Таким образам типовая запись выглядела так:
830. П – 76 // 76 минут потрачено на программирование, начиная с 8:30
916. И – 15 // 15 минут на изучение иностранных языков, начиная с 9:16)
Из этой записи, впрочем, понятен только общий смысл сделанного.
Что конкретно предпринималось для изучения языка и над какой программой работал автор понять из нее невозможно.
Поэтому для ясности можно использовать расширенную запись (там, где это необходимо):
830. П – 76 (WR) // Работа над проектом WebReports
916. ИП – 15 (DZ) // Работа над проектом Dzur – перевод романа Стивена Браста «Дзур»
931. ИS – 130 // Просмотр фильма или сериала с английскими субтитрами
Название фильма в последней строчке не указывается – это лишняя запись, для учета она значения не имеет. При подсчете время по видам деятельности ИП и ИS будет просуммировано и записано в направление И (иностранные языки). Но если понадобиться посчитать отдельную статистику по изучению языков (чем я обычно не занимаюсь), можно вернуться к записям и просуммировать их отдельно. В результате может оказаться, что на изучение языков выделяется много времени, но большая его часть расходуется на просмотр фильмов с субтитрами (что легко и приятно, но не очень результативно), а работа над переводом не движется вообще – систему не обманешь.
Названия проектов в скобках добавлены для того, чтобы в конце месяца можно было подсчитать, сколько времени в сумме потрачено на проекты (то есть целенаправленную деятельность для достижения конкретного результата), а сколько на текучку и мелочевку. Еще можно посчитать отдельную статистику по проектам (чего я никогда не делаю).
Учет времени производится на отдельных листках (сложенный пополам A4). По утрам все данные за предыдущий день переписываются в тетрадь (в столбик – 4 дня на страницу). Тетрадь лучше заводить общую – хватит надолго. Вести учет сразу в тетради – неудобно, переписать данные за день занимает минимум времени, листок бумаги носить с собой значительно проще, плюс на нем можно делать различные пометки в течение дня.
В конце месяца данные переносятся из тетради в таблицу в Excel (1 файл на год, 1 лист на месяц) с подсчетом различных статистических показателей.
Сумма по проектам подсчитывается по тетрадке в конце месяца (строчки со скобками очень легко выцепить глазами) и заносится в Excel одной цифрой.
Суммировать данные по направлениям за каждый отдельный день можно ежедневно, а можно еженедельно. Я в последнее время суммирую ежедневно. Если пользоваться прогрессивными методами и хорошим калькулятором, то занимает это 5-10 минут в день (включая поиск ошибок). В конце недели можно рассчитать всю неделю за полчаса, но ошибки учета отследить уже труднее. Типичная ошибка:
1114. R – 185
1519. Ш – 30
Здесь куда-то пропал целый час – возможно, должно быть R-245, а может быть, какая-то строка потерялась при переписывании.
Мой текущий список направлений выглядит так:
Ключевые направления:
С – Планирование и проектирование
П – Программирование
К – Получение новых знаний по профессии
W – Получение новых знаний по текущей работе
Ж – Получение новых знаний по вопросам домоводства
Неключевые направления:
Q – Решение текущих проблем (интеллектуальная деятельность)
Т – Творчество, создание чего-то нового и полезного, не связанного с другими направлениями
R – Помощь, различные услуги другим людям – то, что не приносит непосредственной выгоды
Н – Получение новых знаний для расширения кругозора (новости, история и т.п.)
Э – Психология и общение с людьми (теория)
ТП – Тренировка памяти, развитие наблюдательности
$ – Вопросы зарабатывания денег, не подходящие под все другие направления
Ш – Игра в шахматы, чтение шахматных учебников
ФС – тренировки (гиревая гимнастика)
Вспомогательная деятельность:
Р – работа (только рутинные операции)
А – вся рутина, не связанная с работой (включая еду и транспорт)
Важно выделить среди направлений ключевые. Определить туда надо то, что приносит наибольшую пользу. Очевидно, что игра в шахматы и чтение учебников по истории полезны, так как тренируют мозг и расширяют кругозор. Но получение образования и работа – важнее, а значит, еще полезнее.
Отдых
Время, затраченное на отдых, тоже надо считать. Иначе картина дня будет неполной, а это заметно портит статистику. Я делю отдых по категориям, хотя делать это совершенно не обязательно.
ОО – неформальное общение с людьми
ОБ – чтение художественной литературы
ОG – компьютерные игры
ОW – Чтение форумов и блогов
ОS – Просмотр сериалов
ОF – Просмотр фильмов
СОН – Сон или прослушивание аудиокниг лежа
Точность учета
Для простоты учета окончанием текущего дня и началом следующего является 22:00 – рекомендованное время отхода ко сну. Таким образом, просуммировав все учтенное время по всем направлениям, мы должны получить 14400 – количество минут в сутках. Разница составляет потери. Если потери большие, значит, учет ведется неаккуратно
Основное требование к точности – она не должна обременять. Учет должен вестись легко и непринужденно. Нет существенной разницы, сколько минут было потрачено на работу над проектом – 120 или 123. Главное, что эта работа проделывается. И не раз в две недели, а ежедневно.
У меня учет получается довольно точным – теряется максимум 5-10 минут в день. Когда нет возможности делать отметки на листке бумаги, считаю приблизительно. Например, меня не было на рабочем месте полтора часа (90 минут). За это время я успел сходить на обучение по внедрению новой системы документооборота (W-60), установил и настроил программу клиенту (Р-10). Больше ничего полезного я не делал, значит, остальное время ушло на дорогу (А-20).
Главное выработать в себе привычку делать новую запись всякий раз, когда переключаешься на другой вид деятельности (или хотя бы смотреть на часы, если запись сделать не получается).
В условиях форс-мажора можно вести запись по упрощенной схеме:
800. Q –
915. R –
920. W –
Продолжительность периода можно проставить потом, когда появится свободное время.
Когда ненадолго отвлекаешься от основной деятельности на вспомогательную, можно, не заканчивая интервала просто сделать пометку:
800. П – … (-5)
Q – 5
Здесь процесс работы над программой еще не закончен, но уже видно, что автор отвлекался от работы на 5 минут, чтобы ответить на звонок пользователя, а затем вернулся к работе. В какое конкретно время звонил пользователь, и какая проблема обсуждалась, в общем случае значения не имеет.
Когда сильно отвлекают от работы, столбец с записями может выглядеть так:
800. П – … (-5)(-3)(-10)
Q – 5 + 10
Р – 3
Здесь видно, что автора трижды отвлекали от работы над программой (один раз на выполнение каких-то рутинных операций, а два раза надо было решить какую-то проблему)
Если просят сделать что-то здесь и сейчас или кто-то заводит разговор с намерением пообщаться, делать пометку на листке может быть неудобно. В таких случаях достаточно посмотреть на часы и примерно оценить, на сколько времени тебя отвлекли – запись можно сделать позже, при возвращении к основной деятельности.
Не стоит много думать над тем, в какое направление записать то, чем ты сейчас занят.
Обычно если направление не очевидно, то это Q (решение текущих проблем), Т (создание чего-то полезного) или Н (расширение кругозора).
Если деятельность не интеллектуальная, смело пишем А или Р.
Статистика
К заметке прилагается xls-файл с примером подсчета статистики за месяц. Для сравнения приведены два месяца – «рабочий» февраль и «раздолбайский» апрель. Невооруженным взглядом видно, насколько отличаются диаграммы. Следует обратить внимание на показатели КПД2 (процент времени, посвященный ключевым направления) и КПД3 (процент времени, посвященный работе над проектами)
При наличии статистики по месяцам в одном файле легко сформировать любую статистику за год. У меня она всегда разная, поэтому приводить пример не буду.
Временные расходы на использование системы
Ведение учета на листках – 1-2 минуты в день
Переписывание с листка в тетрадь, вычисление сумм по направлениям – 5-10 минут в день
Заполнение таблицы в Excel – 20-30 минут раз в месяц
Но это после тренировки, поначалу выходит дольше.
среда, 1 сентября 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий